«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант

Однажды студент минского музыкального лицея взял трубу, поехал к рынку и начал играть песни из детских мультиков. Так Егор Бандура заработал свои первые деньги.

А потом пошло-поехало — гитара, Цой, переходы метро и, можно сказать, случайный приезд в Москву. Уличный музыкант, автор песен, по счастливой случайности ставший молодым и перспективным артистом лейбла Illuminati Media Group, Егор рассказал «Мосленте», чем отличаются улицы двух столиц, сколько можно заработать за пару часов на улице и пару песен в караоке, а также без чьей поддержки все это невозможно. Ниже — его монолог.

Про маму, флейту и трубу

Я родился в Минске, но жил со всей семьей в Заславле — небольшом городке неподалеку. Вообще особых надежд на то, что буду именно музыкантом, с раннего детства я не подавал. Но в какой-то момент пришло время выбирать школу, и мама решила отдать меня в минский художественно-музыкальный лицей. В семь лет я прошел прослушивание, и меня взяли.

Я не знал, на чем я хочу играть. Первой стала блок-флейта. Она была со мной несколько лет, но когда стало ясно, что пора покупать по-настоящему серьезный инструмент, выяснилось, что мы это просто не потянем. Флейта стоила что-то порядка трех или четырех тысяч евро. Мой учитель, настоящий фанат своего дела, предложил маме ради такого случая продать квартиру или машину. Нам этот план не понравился.

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант

Зато у моего дяди, который тоже когда-то там учился, осталась труба. Это был отличный выход, и я с четвертого класса пошел учиться на трубача.

Про карманные деньги, улицу и рынок

Уличным музыкантом я стал как-то спонтанно. Когда я был в седьмом классе, многие ребята, которые учились со мной, выходили на улицы Минска и в пешеходные переходы, играли и зарабатывали. Карманных денег всегда было очень мало, поэтому вариант получить еще что-то за выступления казался отличной идеей.

И как-то раз я просто взял трубу и поехал. Есть у нас одно место — Комаровский рынок. Там всегда полно народа. Когда я пришел туда впервые, долго собирался с мыслями, не мог решиться и начать. Но потом выдохнул, закрыл глаза и заиграл. Через пару минут я увидел свои первые купюры. Это очень сильно меня вдохновило.

Я тогда играл на трубе и «Прекрасное далеко», и «Чебурашку», и что только я не играл. Людям нравилось. Негатива почти не было. Разве что пару раз выходили люди из соседних жилых домов, чтобы закатить скандал. При этом я всегда играл днем. Ответить я им не мог. Ну как я буду грубить пожилой женщине? Так что я старался как-то все сгладить, найти общий язык. Но бывало, что приезжала полиция. Правда, они меня и моего младшего брата, который часто ездил за компанию со мной, не трогали, просто просили либо уйти на другое место, либо поехать домой отдыхать.

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант
Фото Алены Иванец.

А через пару лет я уже выучился играть на гитаре и выходил на улицу с песнями Цоя, Ляписа Трубецкого, Земфиры и много кого еще. Там уже были больше частью выступления в переходах с усилителями и комбиками. Иногда музыканты мешали местным продавцам из ларьков, и снова приезжала полиция. Но меня ни разу не забирали в отделение.

Про «Пешеходку», романтику и аскеров

Уже когда я начал играть в переходах на гитаре, появился минский проект «Пешеходка». Это то же самое, что и в Москве, — если хочешь играть в том или ином месте, зарегистрируйся в специальной системе, выбери доступное время, приходи на точку. Все официально.

Вот только для выступлений были выбраны переходы у таких станций метро, где прибыль получить было очень сложно. В общем, мы все равно старались просачиваться туда, где было больше народа.

Формат у уличного выступления в Минске и в Москве отличался тогда не сильно. Музыкант играет и поет, люди проходят мимо, некоторые иногда ненадолго останавливаются. Но в Москве раньше, думаю, сложно было бы работать без аскера (человек, условно говоря, со шляпой, который обходит слушателей и собирает деньги для музыканта, может также останавливать людей на улице и предлагать послушать выступление — прим. «Мосленты»). Люди бегут по своим делам, ни на что не реагируют, аскер мог бы привлечь их внимание к выступлению. В Минске с этим было проще, по крайней мере мне.

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант
© Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Паренек с трубой и почти детским репертуаром — это трогательно и романтично. А мне тогда было всего 14 лет. Не нужно было дополнительно дергать людей, обращать их внимание на меня. В переходе было примерно то же самое — я пел популярные песни, люди бросали в чехол от гитары деньги. Так что аскер мне тут нужен был эпизодически.

Про лучший мотиватор и главную поклонницу

Мама родила меня, когда ей было всего 18 лет. И она по жизни — мой лучший мотиватор. Это она меня поддержала во всей истории с уличными выступлениями. Для нее было большой радостью, что я начал уже в 13 зарабатывать что-то сам. Она всегда меня только поддерживала.

Одно время, когда мне летом было нечем заняться, она буквально выталкивала меня из дома в Минск, к рынку, играть. А мне было так лень иногда — труба, чехол, до Минска еще добраться надо…

Мама не давала потухнуть какой-то искре у меня внутри. Но вообще вся семья к моим уличным выступлениям относилась очень положительно. Наверное, тут еще дело было в том, что заработанными деньгами я всегда делился с мамой. Я даже не представлял, что можно как-то по-другому. Ну, наверное, кто-то может. Я — нет.

Про желание делиться

Я играл по полтора-два часа в день. Иногда получалось дольше — где-то два с половиной. От сезона это не зависело. Хочешь что-то заработать? Идешь играть и летом, и зимой. Последнее, конечно, — приключение отдельное. Домой идешь — голос сипит, пальцы ломит.

Зарабатывать получалось где-то две-три тысячи в день. Мы как-то раз с ребятами посчитали, получалось, что наши заработки были повыше средней минской зарплаты. И мы за это периодами выслушивали что-то вроде: «Заводы стоят! Одни гитаристы в стране! Вы еще и налоги не платите!» Но это бывало редко.

Деньги уходили на разные вещи, но мне всегда хотелось ими делиться. Как-то не возникало желания все потратить только на себя. А вот сводить друзей в парк аттракционов или с ними в компьютерном клубе зависнуть — это было хорошей идеей.

Но про себя, конечно, я не забывал. Еще когда играл на трубе, я сумел накопить денег и устроил себе отпуск на море. Сам.

Про Москву, маленькую победу и внезапное возвращение

История переезда в Москву — это какой-то невероятный клубок из множества ниточек, которые взяли и в один момент просто сплелись. Первый раз я оказался здесь в 17 лет — приехал на кастинг шоу «Песни» на ТНТ. Мама тогда ездила со мной. Я писал уже свои песни, взял две — полиричнее и повеселее, — и мы поехали.

Когда я увидел, какая толпа пришла на кастинг, перед глазами у меня поплыло.

Но я дождался своей очереди, пришел к комиссии и спел. Мне сказали, что и песни хорошие, и исполнение отличное, но по формату я им не подхожу. Было досадно, но уехал я с чувством все же какой-то победы. Я все же смог проявить себя. А потом мы с мамой еще поехали на Арбат и попели там. В тот день я понял, что Москва теперь в моем сердце, и я сюда еще вернусь.

 

Через некоторое время я поехал на Фестиваль «Таврида». Обратно нужно было как раз возвращаться через Москву. Здесь жил один мой друг по переписке в соцсетях. Мы с ним еще в Минске познакомились. Он как-то услышал меня в переходе, мы обменялись контактами. Он знал, что я буду некоторое время в городе, и предложил заехать в гости. Я решил, что это хорошая идея — провести пару часов за разговорами в приятной компании, а потом двинуться дальше. В итоге я завис у него на две недели.

Про музыкантов с Кузнецкого моста и Женю Ершова

За это время я успел познакомиться с музыкантами, которые играли на Кузнецком мосту. Мы очень хорошо начали общаться, так что все две недели я провел на улице, исполняя песни и общаясь с новыми людьми. Когда уезжал, они писали мне: «Возвращайся! Мы тебя уже ждем!»

И вот год назад я взял академический отпуск и снова поехал в Москву. Думал, как обычно — попою немного и вернусь, — но с помощью моего московского друга познакомился с блогером и артистом Женей Ершовым. Мне сразу было понятно: это очень заряженный человек. У Жени очень большая аудитория. К тому же выглядел он ярко. В Минске вряд ли можно увидеть людей с татуировками на лбу.

Как-то раз мы стояли в «Москва-Сити» в окружении этих башен, я просто достал гитару и начал петь. Женя послушал и после одной из песен спросил: «Так, у тебя в рюкзаке носки-трусы-все самое необходимое есть? Отлично. Все, поехали. Пока у меня поживешь». И я действительно некоторое время жил в его квартире. Еще думал: в чем подвох? А подвоха не оказалось. Я просто писал новые песни, мы ходили на разные мероприятия, например уже на следующий день после этого оказались вместе на VK-фесте. Женя такой: «Видишь гардероб? Если что нравится — бери и носи. Видишь холодильник? Ну, ты знаешь, как им пользоваться». Так все и шло, а уже в прошлом ноябре мы выпустили первую совместную песню.

Блогер, рэп-исполнитель Евгений Ершов и певица, актриса Карина Кросс (Карина Лазарьянц) перед церемонией вручения музыкальной премии «Жара Music Awards» в концертном зале «Крокус Сити Холл»

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант
Блогер, рэп-исполнитель Евгений Ершов и певица, актриса Карина Кросс (Карина Лазарьянц) перед церемонией вручения музыкальной премии «Жара Music Awards» в концертном зале «Крокус Сити Холл»
© Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Я продолжаю писать, уже стал самостоятельным артистом лейбла, мы где-то выступаем. Женя очень многому меня научил, объяснил какие-то моменты, которых я раньше не понимал про этот город. Ну, и я продолжаю играть на улицах, хотя сейчас уже реже, чем раньше.

Про толпу, благодарности, 100 долларов и свободу

Московские улицы — история особая. Я не ожидал, что встречу здесь такой отклик. В Минске вокруг тебя редко собирается толпа. Это сложно сделать хотя бы потому, что переходы узкие. Они не такие, как здесь.

Хотя в Москве полно классных музыкантов, и их становится все больше, людям это не приедается. Они останавливаются, слушают, поют вместе с тобой, а потом подходят и благодарят — за хорошее настроение, за исполнение, за любимую песню.

Еще одна особенность — таблички с номером карты или телефона для перевода и ссылкой на страницу в соцсети. В Минске практика традиционная — наличка в чехол от гитары или шляпу аскера. А вот в Москве люди реально часто переводят на карту, при чем суммы довольно приятные.

А в соцсети приходит новая аудитория, потому что они видят ссылки на табличке. Потом они пишут комментарии. Некоторые говорят, что хотят видеть меня на большой сцене, хотя мы виделись вчера в Парке Горького.

Заработок здесь выше. В Минске невозможно за день заработать 100 долларов, даже если ты будешь играть с раннего утра и до глубокой ночи. Здесь — пожалуйста.

А еще я здесь свободен в выборе репертуара. В Минске для каждого перехода был свой план. На одной станции было обычно больше молодежи, и список песен составлялся под эту аудиторию, на другой — под старшее поколение. В Москве публика очень разная, что бы ты ни пел, тебе подпевают. И с ней можно общаться. Люди отлично реагируют на контакт, с радостью на него идут.

Про мужиков, сауну и караоке

Выпить мне на улице никто не предлагал ни разу. Только однажды еще в Минске мы с аскершей были в переходе зимой. У нее было с собой немного коньяка, чтобы согреваться. Я сделал пару глотков, но мне скорее стало хуже. Вообще, алкоголь до и во время выступлений — зло даже в малых количествах. Тем более на меня он действует так, что алфавит идет задом наперед. Как выступать перед людьми? Нужно же так отрабатывать, чтобы все остались довольны.

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант
© Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

А вот забрать с улицы на какое-то свое мероприятие люди пытались, и весьма успешно. Однажды я пел у ЦУМа, и ко мне подошла компания мужиков. Они предложили за вознаграждение поехать и попеть им песен, пока они будут сидеть в сауне. Причем народ был серьезный, интересный, приличный. Короче, девиц там не было. Мы попели, я искупался в бассейне, отлично попарился, а потом мы всей компанией отправились в караоке. Я отлично провел вечер, а потом спокойно вернулся домой. Ничего страшного со мной не приключилось, кроме заработанной тридцатки.

Но вообще я после выступлений скорее еду к себе или к друзьям. Все же есть опасения, что я могу потерять или просто потратить заработанные деньги.

А вот девушки пытаются познакомиться редко, и больше через страницы в соцсетях. Может быть, где-то есть мой фан-клуб, но я о нем еще не знаю.

Про публику, песни и семью

Мои любимые места для выступлений в Москве — Парк Горького, ВДНХ и Кузнецкий мост. Причины одни и те же. Там очень классная публика. Люди останавливаются, поют с тобой, задают вопросы, говорят какие-то приятные слова. Это очень круто.

В том же Парке Горького бывает, что люди, которые пришли на первых песнях, стоят до конца выступления и слушают. Это очень классное ощущение.

«В Минске сотню баксов за весь день не заработаешь, а в Москве — пожалуйста!» Как живет и сколько зарабатывает уличный музыкант

Сейчас мне 21 год. У меня есть лейбл, команда, мои друзья, Москва и уверенность, что все будет круто. И петь мне хочется о чем-то хорошем, пусть и злободневном. К концу каждой песни должно становиться ясно: любая проблема решится, неприятности закончатся, все пройдет, мы можем все пережить, а рядом всегда есть те, кто тебя любят и понимают.

Моя семья сейчас в Заславле — мама, младший братик, которому девять лет, и две сестрички. Они очень скучают по мне, а я — по ним. Надеюсь, мы будем видеться чаще. Может быть, я однажды вообще заберу их всех сюда. Было бы круто!

 

ИсточникНВ-онлайн